Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем олигофрения. Здесь речь идет не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии как при олигофрении, а о замедлении темпа его развития.
Как правило, задержки психического развития обнаруживаются при поступлении в школу и выражаются в недостатке общего запаса знаний, преобладании игровых интересов, быстрой истощаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, они достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, с большей эффективностью используют помощь.
Исходя из причин возникновения, можно выделить четыре основных варианта задержки психического развития:
- задержка психического развития конституционального происхождения;
- задержка психического развития соматогенного происхождения;
- задержка психического развития психогенного происхождения;
- задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
В каждом из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание эмоциональной и интеллектуальной незрелости.
При конституциональном происхождении задержки психического развития незрелости психики часто соответствует инфантильный тип телосложения. Эмоции таких детей находятся как бы на более ранней ступени развития, характерной детям младшего возраста. Такие дети подвижны, неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, но быстро устают от предлагаемых интеллектуальных занятий. Поэтому в первом классе у них возникают как трудности в усвоении материала, так и неумение подчиняться правилам дисциплины.
При так называемой соматогенной задержке психического развития эмоциональная незрелость возникает при длительном хроническом заболевании, пороках развития сердца и т.п. Хронические болезни способствуют развитию у ребенка робости, боязливости, неуверенности в своих силах. Все это усугубляется в условиях чрезмерной опеки.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. В условиях безнадзорности могут формироваться такие черты как неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. В условиях воспитания, где преобладают жестокость, грубая сила, отсутствие любви, нередко формируются невротические расстройства. У таких детей задержка психического развития проявляется в отсутствии инициативы и самостоятельности, робости, боязливости.
Причины церебрально-органических форм задержки психического развития, в определенной мере сходны с причинами развития олигофрении. Пойдет ли речь о выраженном и необратимом психическом недоразвитии в виде олигофрении либо только о замедлении темпа психического развития - будет зависеть в первую очередь от массивности поражения. Другим фактором является время поражения.
Многообразие проявлений задержек психического развития порой вводят родителей в заблуждение, что их ребенок развивается соответственно норме, что он чуть более эмоционален, чуть более игрив, чуть более агрессивен, чем остальные дети.
Установить наличие или отсутствие задержки психического развития могут только специалисты. И здесь самое главное вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Чем раньше назначено адекватное лечение, тем более быстрым и благоприятным будет исход. Детские психиатры, логопеды, дефектологи, психологи психотерапевтического центра «Архи-Мед» знают, как исправить задержку психического развития.